Новости KPRF.RU
Рассвет ТВ. Вера Ганзя. Эхо Орловского форума


В марте 2020 года в Орле прошел II Орловский международный экономический форум ...

В.И. Кашин дал интервью Парламентскому телевидению в связи с обращением Президента Российской Федерации к гражданам России


Заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета Государственной Думы по аграрным ...

Идейное наследие В.И. Ленина и борьба трудящихся за социализм в XXI веке


Юбилейный доклад Председателя ЦК КПРФ Г.А. Зюганова на Х Пленуме Центрального Комитета ...

Юрий Афонин направил депутатский запрос с предложением увеличить доступность «кредитных каникул»


Заместитель Председателя ЦК КПРФ, депутат Государственной Думы Ю. В. Афонин направил ...

Сергей Обухов про десять главных антикризисных предложений фракции КПРФ на встрече с главой правительства Мишустиным


Доктор политических наук Сергей Обухов в соцмедиа выделил 10 ключевых требований и ...

Архивы публикаций
«    Апрель 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930 

Проблемы изучения Великой Октябрьской социалистической революции на уроках истории

Советский социализм, родившийся в ходе Великой Октябрьской социалистической революции, стал уникальным явлением мировой истории. На его принципах было построено государство нового типа. СССР стал убедительной альтернативой капиталистической формации. Соперничество социалистической и капиталистической систем, борьба советской и буржуазной идеологии стали главным содержанием мировой истории XX века.

Проблемы изучения Великой Октябрьской социалистической революции на уроках истории

Много в нашей стране людей, которые в школе получали знания, основанные на марксистско-ленинских принципах, где была четкая идеологическая основа, где всё было ясно и понятно. А с распадом СССР хлынул поток грязной буржуазной информации, перечеркивающий все ранее полученные знания.

По-разному трактуется и Великая Октябрьская социалистическая революция 1917 года, да и в целом история СССР. У молодежи из-за навязывания буржуазной властью неправильных, нелогичных, ненаучных установок возникает негативное отношение к прошлому своей страны, его искаженное восприятие, принижение подвига советского народа, непонимание мотивации жертвенного поведения защитников Родины.

Знание истории собственного государства помогает отличить правду от лжи, избавиться от распространенных заблуждений. И если в то далекое прошлое изучение истории было жизненной необходимостью, то сегодня обывательское мнение таково, что познать историю нельзя и люди ограничиваются только прочтением в средствах массовой информации одной исторической заметки, а то и красивой книжки. Функции школьного учебника не только информационная, систематизирующая, обучающая, но и воспитательная, а многие авторы её нам не очень-то доносят, или не хотят донести.

Таким образом, существующее положение дел значительно осложняет изучение истории в школе, и особенно таких событий как Великая Октябрьская социалистическая революция. И учителям приходится самостоятельно, опираясь на субъективное видение предмета, выбирать между большим количеством учебников, не транслирующих идей гражданского воспитания учащихся и содержащих недостоверную и неистинную информацию.

Преподавание истории Великой Октябрьской социалистической революции в советской школе. Оценка Великой Октябрьской социалистической революции в преподавании истории в советских школах не менялась. И это объективно. В каждом учебнике по истории начала ХХ века присутствовал достаточно объёмный параграф «Всемирно-историческое значение Великой Октябрьской социалистической революции», где произошедшее в 1917 году событие толковалось с правильной точки зрения марксистско-ленинской историографии и объективно преподносилось как величайшая Победа пролетариата над эксплуататорскими классами, которая полностью и навсегда ликвидировала социальное и национальное угнетение, покончила с нищетой и бесправием трудящихся масс, устранила многовековую отсталость, безграмотность, создав первое на планете государство рабочих и крестьян на основе стремления к миру, равным правам и возможностям. Данные утверждения подкреплялись цитатами из работ В.И. Ленина. Отношение к фигуре Николая II также было объективно бесспорным. Николай II – это кровавый тиран, империалистический хищник, душитель свободы и палач собственного народа.

Преподавание истории Великой Октябрьской социалистической революции в современной школе. В советский период в исторической науке рассматривали революционные события 1917 года, как последовательную череду революций: сначала февральская (буржуазно-демократическая), а затем Октябрьская (социалистическая). Однако современная историческая наука трактует эти события как единый революционный процесс, начавшийся в феврале 1917 года.

Но современная Россия – это вновь капиталистическая гниль. И учебники по истории пишутся людьми, которые либо ничего не понимают в истории, либо им выгодно «правильно для капитализма» писать историю, получая за это огромные деньги. Приведу пример.

Сергей Валерьевич Агафонов, учитель высшей категории, соавтор учебников по отечественной истории, так сказал о революции 1917 года: «Мелкое событие, произведенное на деньги из-за рубежа…».

В современных учебниках большой раздел «Великая Октябрьская социалистическая революция», позволяющий объективно, наглядно и подробно изучить важный исторический период в жизни нашей страны, заменен на небольшой параграф под названием «Октябрьский переворот 1917 года», где зачастую есть лишь однозначные авторские формулировки, не имеющие к истории никакого отношения, но позволяющие сформировать у учащихся неистинные представления об этом историческом периоде.

Проанализировав технологические карты и планы уроков, которые сегодня предлагаются учителям для проведения урока в соответствии с требованиями ФГОС, я сделал вывод, что нынешние учителя практически однозначно должны трактовать 1917 год как «трагическое событие для демократической России».

Гражданско-патриотическое воспитание учащихся и борьба с фальсификацией на уроках истории. Образование и воспитание подрастающего поколения граждан России, формирование российской идентичности, гражданской культуры у детей и подростков, а также воспитание гражданского патриотизма являются первостепенными задачами образовательного процесса. Во многом усвоение патриотических ценностей происходит благодаря изучению школьниками истории своей страны.

Приобщение молодежи к сокровищнице ленинизма помогает ей отчетливо видеть закономерности и перспективы движения советского общества к коммунизму, быть идейно непримиримой к буржуазной идеологии, совершенствовать духовную и политическую культуру. Изучение произведений В. И. Ленина не только обеспечивает глубокое усвоение теоретических проблем революционного учения, но и вооружает учащихся методологией классового подхода к общественным явлениям и процессам современности. Поэтому справедливо можно сказать, что любое историческое событие, любое действие необходимо рассматривать и анализировать с марксистко-ленинской точки зрения, с точки зрения классового подхода.

Учителя истории должны использовать все средства для выполнения этой чрезвычайно важной и ответственной задачи. Для этого нужно, во-первых, всячески развивать горячее стремление нашей молодежи защищать свою Родину от врагов. Нужно при изучении истории уделять большое внимание фактам героической борьбы народа за независимость своей страны и особенно изучению истории революций и гражданской войны в СССР.

В школе нельзя удовлетворительно проработать эту тему, если учащиеся не обратятся при этом к историческим источникам. В педагогической литературе установлено, что система взглядов и убеждений, цельное научное мировоззрение формируются системностью не только содержания образования, но и способов педагогического воздействия учителя. Это означает, что формы, методы и приемы работы с первоисточниками марксизма-ленинизма необходимо применять в определенной системе.

Использование источников по истории Великого Октября должно служить главным образом для углубленной проработки отдельных вопросов задания. Источники привлекаются в качестве материала для самостоятельных выводов учащихся при постановке небольших проблем исследовательского характера. В меньшей степени они должны привлекаться как материал, иллюстрирующий те или иные отдельные положения, высказанные преподавателем или содержащиеся в книге, служащей пособием.

Несмотря на пропагандистские заявления официальных лиц о патриотизме и необходимости единения общества, антисоветская и русофобская идеология широко используется, в том числе на уроках истории с помощью лжи о событиях Октября 1917 года и в целом советской истории. Эта идеология служит делу обоснования грабежа природных богатств. Все это требует от учителей, кто верен ленинским принципам, раскрыть учащимся суть деятельности олигархических кругов и обслуживающих ее интересы антисоветской жириновщины и фашиствующих либералов.

Мы должны помнить историческую реальность. Учителя должны нести в массы учеников правильную, истинную историю, не зачерненную либерально-буржуазной властью.

Великая Октябрьская социалистическая революция – это грандиозное историческое событие мирового масштаба. Из тысячелетней истории страны великая советская эпоха, рожденная Октябрем, стала вершиной. В центр был поставлен не капитал, а труд. Человек человеку был не конкурент и враг, а товарищ и брат. Мы были самым умным, самым образованным, самым храбрым и самым победным народом.

Уроки революции – это приоритет социальных проблем над всеми остальными. Власть не должна забывать об уровне жизни граждан. Даже если граждане увлечены державными интересами, это не продлится долгий срок. Для них важнее их социальный уровень и их права. Когда их терпение лопается – начинается революция. И революционные предпосылки возникают не спонтанно, это постепенный процесс. Если власть не проводит глубоких социальных преобразований, если не меняет общество сама, то общество начинает изменять себя с помощью революций. И это закономерный процесс.

Преподавание Великой Октябрьской социалистической революции на уроках истории – это важная миссия учителя на пути формирования истинных представлений учащихся о событиях 1917 года. Это начало формирования мировоззрения в целом о советском периоде, поэтому учителям необходимо грамотно подходить к изучению данной темы на уроках.

Хочется закончить словами Председателя ЦК КПРФ Г.А. Зюганова: «Мы должны взять все лучшее из нашей тысячелетней истории, но нам необходимо извлечь правильные уроки из Великого 1917 года. Приглашаю Вас отметить 100-летие Великой Октябрьской социалистической революции. Успехов Вам, дорогие товарищи!».

Список литературы
1. Базилевич К.В., Бахрушин С.В., Панкратова А.М., Фохт А.В «История СССР». Учебник для 10 класса средней школы. М.: Учпедгиз, 1952.
2. Газета «Правда» - орган Центрального Комитета КПРФ, доклад Зюганова Г.А. «О задачах партии по борьбе с антисоветизмом и русофобией», №31 (30528) 28—29 марта 2017 года,
3. Шестаков А.В. «История СССР. Краткий курс». Учебник для 4 класса. М.: Учпедгиз, 1955.
4. http://www.bookind.ru – Электронный журнал «Книжная индустрия»

Максим ДУДИН, учитель истории и обществознания, член КПРФ, г. Иркутск
Выступление на конференции «Российская цивилизация: история, проблемы, перспективы», 9 апреля 2017 г.
история, общество, молодёжь, наука, образование

0 не понравилось

Добавить комментарий
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Опрос посетителей
Согласны ли Вы с повышением пенсионного возраста?

САЙТЫ
Личный кабинет
#########